Легенда об Агасфере, Вечном жиде, проклятом Христом, будоражит умы на протяжении уже более двух тысяч лет. Многие известные писатели и поэты черпали вдохновение в этой древней легенде. Среди них Гете, Борхес и даже наш соотечественник, поэт-романтик Жуковский. Однако мало кто знает, что Агасфер - это не единственное имя Вечного жида, а сама легенда имеет несколько вариаций.
Легенда о Вечном жиде относится к апокрифическим преданиям, то есть тем, которые не включены в свод священных текстов, составляющих современную Библию. Впервые эта легенда была записана в XIII веке со слов английского монаха Роджера Уэндверского и вошла в "Большую хронику" Матвея Парижского.
Вот что гласит эта легенда. В то самое время/когда в Иерусалиме проповедовал и был осужден на смерть Иисус Христос, в городе жил некий сапожник по имени Агасфер. Был он достаточно богат, имел свой дом и земельный участок. Во время своего крестного пути Спаситель попросил сапожника дать ему передохнуть около принадлежащего тому дома. Агасфер же отказал Христу в этом, тем самым оскорбив его. За это Спаситель проклял сапожника, наказав ему вечно скитаться по земле и не знать нигде ни приюта, ни покоя. И будет это длиться до тех пор, пока не настанет время Страшного суда и Спаситель снова не вернется.
Однако у этой легенды есть еще один вариант. Согласно ему Агасфер не просто отказал Христу в отдыхе около своего дома, а кинул в него камень и ранил. И именно поэтому Спаситель проклял его.
Человек без имени.
Исследователи библейских преданий склонны считать, что Агасфер - это не настоящее имя Вечного жида. Строго говоря, такого имени, как Агасфер, у еврейскою народа просто не было, оно является так называемой стилизацией.
Кроме имени Агасфер, исследователям известно еще как минимум три имени Вечного жида: Эсперо-Диос, Бутадеус и Картафаил. Эсперо-Диос означает "надейся на Бога", Бутадеус - "ударивший Бога", а Картафаил - "сторож претория" (римской гвардии). Под последним именем Вечный жид и упоминается в "Большой хронике" Матвея Парижского. Принято считать, что это прозвище самое древнее. Однако как же на самом деле звали человека, который оскорбил Христа?
Весьма вероятно, что этого теперь мы не узнаем никогда. В библейские времена считалось, что имя человека мистическим образом связано с его судьбой. Судьба же каждого человека - прожить жизнь и после этого в могиле ожидать наступления Страшного суда. Обрекая Агасфера на вечное скитание, Спаситель как бы сделал для него исключение, вывел его из круга бытия нормальных людей. Таким образом, его судьба уже не является частью обшей судьбы человечества.
По этой причине Агасфер не имеет права носить имя, полученное им при рождении и мистически связанное с судьбой мира. Теперь он изгой, а изгой - это человек без имени, имеющий право носить только прозвища, данные ему людьми. Даже в наших современных пословицах сохранилась эта старинная форма отрешения от рода: "Ты теперь никто, и звать тебя никак".
Самая страшная кара.
Современному человеку может показаться довольно странным тот вид наказания, который Спаситель выбрал для Агасфера. Ведь фактически Христос подарил ему бессмертие.
Чтобы лучше понять, почему бессмертие может рассматриваться как страшная кара, вспомним одно из самых древних ветхозаветных преданий - легенду о первом убийце Каине. Как гласит Библия, Каин, убивший своего брата Авеля, не был за это предан смерти. Бог запретил убивать Каина его соплеменникам и обрек на вечные скитания.
Род, по древнейшим представлениям, защищает человека от зла, всяческих напастей, а также дает право на создание семьи. Лишившись своего рода, человек становится бесправным, вышедшим за круги, в которых существует мир. Законы бытия над ним не властны, но и он не властен каким-либо образом повлиять на других людей. Он лишается главной цели всех людей -самому продолжить свой род.
Человек - существо коллективное, и, по мнению людей древности, одиночество является самым страшным наказанием. Да и современные психологи говорят о том, что, согласно опросам, самый большой страх у людей вызывает именно одиночество, а не смерть, как это обычно принято считать.
Что же касается бессмертия, то его природа теперь вполне объяснима с мистической точки зрения. Над Агасфером перестали властвовать законы мироздания. Он остановился, замер, ожидая Второго Пришествия, став живым свидетелем Христа, хотя отнюдь не самым лучшим.
Судьба изгоя.
Так что же случилось с Агасфером дальше, после того как его проклял Христос? На эту тему существует множество легенд. Самая мрачная из них гласит, что он был заточен в глубочайшее подземелье за девятью замками, где непрерывно ходит вокруг столба, нагой и заросший. Наибольшее распространение эта легенда получила в XV веке, в эпоху бесконечных войн и инквизиции.
Однако есть и более оптимистические версии. Так в вышеупомянутой "Большой хронике" Матвея Парижского записан рассказ одного архиепископа, прибывшего в Англию из Великой Армении. Он утверждал, что был лично знаком с оскорбителем Христа. Священник утверждал, что тот раскаялся, принял крещение и выбрал себе новое имя Иосиф. Вечный жид ведет жизнь аскета и лишь изредка разговаривает с приезжающими в монастырь паломниками, в назидание рассказывая им о своей судьбе.
Встречается упоминание о нем и в записях нового времени. Так, о встрече с Агасфером написано в мормонской газете, датированной 1868 годом. А что касается мормонов, то приверженцы этого ответвления от основной линии христианства никогда не были склонны к дешевым сенсациям и мистификациям.
Большинство упоминаний об Агасфере рисуют его человеком высокого роста, носящим длинные волосы. Одет он всегда в старую, поношенную одежду, а иногда и просто в лохмотья. Узнать его можно и по вопросу, который он всегда задает людям, встречающимся на его пути: "Идет ли уже человек с крестом?" Ведь Агасфер до сих пор не теряет надежду на то, что Христос все-таки простит его.
Что же касается возраста, то тут существуют совершенно разные свидетельства. Одни видели его в облике древнего старца, другие - в облике юноши, третьи - в облике мужчины средних лет. Некоторое понимание того, откуда могли взяться столь противоречивые утверждения, дает нам все то же упоминание о встрече с Агасфером архиепископа, побывавшего в Армении и довольно долго с ним общавшегося. По его словам, скиталец был проклят в возрасте тридцати лет. С тех пор он каждый раз стареет до ста лет, а после этого вновь становится тридцатилетним. Этим можно объяснить и разные варианты его возраста в свидетельствах очевидцев.
Горевестник.
Агасфер является не единственным вечным скитальцем по земле. Мифологи знают еще два таких персонажа: это Дикий Охотник и "Летучий Голландец". Все эти три легенды объединяет не только обстоятельство, что их персонажи пребывают на земле вечно, до самого Страшного суда, но и то, что их появления связаны с какими-то природными катаклизмами, войной или болезнями.
В Западной и Восточной Европе Агасфера часто видели перед эпидемией чумы или началом войны. Увидевшим его встреча сулит поражение. Так, например, в решающей битве между крестоносцами и сарацинами один из тамплиеров, рыцарей ордена Храма, во время ночного бдения повстречал монаха в оборванной одежде, который спрашивал у него, не видел ли тот человека, несущего крест. Странная встреча обернулась дурным предзнаменованием - в этой битве крестоносцы не только потерпели сокрушительное поражение, но и навсегда потеряли Животворящий Крест, на котором был распят Спаситель. Кстати, потеряли его именно тамплиеры, которые вынесли святыню в гущу сражения, веря в то, что она им поможет победить.
Имеется и достаточно любопытное свидетельство, касающееся почти наших дней. Фридрих Шрадер, один из офицеров вермахта, попавший в сталинградский котел, переживший плен и после этого вернувшийся домой, впоследствии вспоминал, что однажды к нему на допрос привели человека, якобы сбежавшего из советского плена. Лицо и руки его носили явные следы обморожения, волосы были длинными, а речь сбивчива и малоразборчива. Единственное, что удалось запомнить офицеру: "Этот человек говорил о каком-то кресте и что он должен найти того, кто его несет". Не добившись от него ничего вразумительного, офицер приказал наутро расстрелять его. Однако пленному удалось освободиться и сбежать. В этот же день командование сообщило о том, что войска попали в окружение.
Имя нарицательное.
К нашему времени имя Агасфер постепенно стало нарицательным, обозначающим неприкаянного человека, ведущего беспорядочный образ жизни и не имеющего твердых планов на будущее. Другое его значение - это человек, по своей же вине наживший себе большие проблемы, которые очень трудно разрешить. Любопытно, что в современной психиатрии существует такое понятие, как "синдром Агасфера". Обычно под это определение подпадают наркоманы, злоупотребляющие сильнодействующими лекарствами. Для того чтобы их достать, они втираются в доверие к медицинским работникам, придумывая красочную историю о своей тяжелой болезни.
Легенда об Агасфере оказала довольно большое влияние на христианскую культуру, но из персонажа мистического он постепенно превратился в героя пословиц, поговорок и даже анекдотов. Однако все шутки по поводу Вечного жида довольно опасны. Вдруг где-нибудь на улице мы однажды повстречаем странную личность, которая спросит нас: "Не идет ли уже человек с крестом?" И тогда нам станет не до шуток.
"Невероятно, но факт" №12 декабрь 2006 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий