Архив блога

суббота, 27 сентября 2008 г.

''Потаенная'' лодка Петра Великого

Недавно английские средства массовой информации сообщили, что первая в мире подводная лодка, затонувшая в Ирландском море, была совершенно случайно обнаружена спортсменами-подводниками у берегов Северного Уэльса.

Найденную подлодку построил в XIX в. священник и по совместительству изобретатель Джордж Гарретт. Он использовал на ней двигатель внутреннего сгорания, который при погружении лодки приходилось выключать, но остаточный пар позволял гребному винту вращаться еще в течение двух часов. Гарретту не удалось изобрести перископ, а устройство по обеспечению нормального дыхания для двух членов экипажа работало лишь частично. Однако его главной ошибкой, как считают специалисты, было то, что он решил по морю буксировать не прошедшую испытания субмарину на королевскую выставку в Портсмут, вместо того чтобы перевезти ее туда на железнодорожной платформе. 25 февраля 1880 г. во время шторма трос буксира оборвался и подлодка затонула.

Британские журналисты, как это часто случается, поторопились с заявлением. Первая в мире подводная лодка была построена не в Англии, а в России, и не в 1880 г., а почти на 200 лет раньше.

...В 1718 г. в царскую канцелярию поступила челобитная от подмосковного изобретателя-самоучки Ефима Никонова. В ней совсем молоденький парень из села Покровское-Рубцово предлагал Петру I построить "не щадя живота своего" некое "потаенное судно", которое сможет плавать под водой! Царь, охочий до всяческих диковинных проектов, а особенно тех, что были связаны с флотом, заинтересовался этой идеей и велел тут же доставить челобитчика в Санкт-Петербург для личной беседы. О чем говорил Петр I с 19-летним Ефимом, осталось неизвестно, однако сразу же после этого разговора царь приказал Адмиралтейству не медля ни минуты построить небольшое образцовое судно.

На Галерном дворе Ефиму Ни-конову выделили строительную площадку, соорудили на ней громадный сарай, и уже в феврале 1720 г. началась работа над первой в мире подводной лодкой! В конце лета практически готовую модель перенесли на баржу, а уже в начале осени Никонов доложил, что подлодка построена и готова к испытаниям.

"Потаенное судно", которое назвали "Мораль", спустили на воду, загрузили мешками с песком, проверили работу механизмов и убедились в отсутствии протечек.

Несколько раз лодка погружалась и всплывала на поверхность, но затем в ее корпусе, несмотря на предварительную проверку, появилось сразу несколько щелей, и она начала быстро тонуть.

Но, хотя "первый блин и оказался комом", Петр остался доволен увиденным и приказал, "не мешкая долго", приступить к постройке "потаенного судна" уже больших размеров и к тому же оснащенного "зажигательными трубами".

Осенью 1724 г, "потаенное судно большого корпуса" было построено. Лодка имела продолговатую бочкообразную форму и была оснащена всеми мыслимыми орудиями. Но, к сожалению, не на вооружение следовало в первую очередь тратить время, а на укрепление корпуса. Первые же испытания окончились неудачей: опустившись на дно, лодка повредила деревянное днище, и вода начала поступать внутрь корпуса.

В течение нескольких последующих лет Никонов продолжал доводить до кондиции свою лодку, несмотря на то что после смерти Петра I финансирование его проекта сократилось до минимума. Последние испытания состоялись в 1727 г, и... закончились очередной неудачей.

Идею Ефима Никонова похоронили и забыли на долгие годы. Лишь спустя 100 лет к ней вернулся военный изобретатель Карл Андреевич Шильдер.

В 1832 г. Шильдер проводил исследования подводного действия гальванических мин с целью защиты портов от неприятельского флота. В этот период у него и зародилась мысль о постройке лодки, которая, двигаясь под водой, могла бы невидимо подойти к неприятельскому кораблю и взорвать его гальванической миной.

Разработав свой проект, Шильдер начал строить лодку на собственные средства. Лишь позднее правительство приняло расходы на счет государства и отпустило изобретателю 13,5 тыс. рублей. По тем временам - очень большие деньги.

Подводная лодка была построена из котельного железа толщиной около 5 мм. Корпус, слегка сплющенный с боков, имел продолговатую яйцевидную форму и составлял в длину около 6, в ширину около 2,25 и в высоту 1,85 м. Судно могло погружаться на глубину до 13 м.

29 августа 1834 г. состоялись первые испытания подлодки Шильдера, после которых она была переведена в Кронштадт для завершения опытов. Экипаж лодки состоял из 9 человек: 7 матросов, мичмана Хмелева, который является первым офицером-подводником русского флота, и самого Карла Шильдера.

После удачных испытаний российское правительство поручило Шильдеру построить более совершенную лодку, годную для того, чтобы ее можно было поставить в строй военно-морских сил. На строительство новой подлодки Карлу Андреевичу потребовалось около 4 лет. Испытания нового судна состоялись 24 июня 1838 г.

К сожалению, небольшие неполадки при испытании и малый эффект атаки привели к тому, что тупоголовые чиновники из морского ведомства отказали Шильдеру в средствах на модернизацию лодки и продолжение опытов.

Будучи строго засекреченным, изобретение Шильдера не получило широкой известности.

Подводная лодка Шильдера являлась наиболее оригинальной из всех построенных в тот период. На ней впервые был установлен оптический прибор для наблюдения в подводном положении - прообраз нынешнего перископа. Кроме мины с гальваническим взрывателем, на лодке Шильдера были также применены ракеты, что особенно примечательно, так как лишь в наше время удалось разрешить проблему применения подобного оружия на подводных лодках.

Г.Федотов "Интересаная газета плюс. Невероятное" №10 (134) 2006

Комментариев нет:

Хорошие файлы

Вокруг света

Про кредиты и ипотеку