Человечество наслышано о кельтских жрецах - друидах. И в наше время у них есть поклонники и последователи, которые по-своему истолковывают историю легендарных кельтов.
Наиболее интересным эпизодом является так называемая «битва деревьев», относящаяся по времени примерно к четвертому столетию до нашей эры. Именно от даты этой битвы отсчитывают эпоху расцвета в жизни кельтов. Завершают этот период даже не завоеванием Галлии легионами Цезаря, а штурмом римлянами святилища друидов и их жрецов на острове Англси в Британии в 81 году н.э. В ответ на нападение бритты подняли восстание, во главе которого встала женщина - воительница Боади-ция, по сей день почитаемая англичанами. И все же в первые века нашей эры могущество друидов ослабло. Наконец, после разрушения еще одного святилища, Авалона, - легенды относят это событие еще на пять столетий позднее - начинается современная история кельтов, сохранивших свою культуру в Шотландии, Ирландии, Уэльсе и французской Бретани.
"Народ железного века".
Историки называют кельтов «народом железного века», а их упадок относят ко времени после захвата Цезарем Галлии в 58-52 годах до н.э. Открытым остается вопрос о том, как долго сохраняли свое влияние друиды в Шотландии и Ирландии. Кто может рассудить узких специалистов и последователей друидов, опирающихся на устную традицию? Имели ли место в действительности такие ле-гендарные события, как «битва деревьев»? Насколько вообще можно доверять старинным преданиям?
Известно, что период ученичества оватов, включая изучение священных стихов, занимал ровно семь лет. Сохранение обычаев кельтов именно в Шотландии не должно нас удивлять - римские легионы не смогли покорить свободолюбивых горцев тогдашней Каледонии, римлянам даже пришлось воздвигать крепостную стену вдоль пограничной реки Твид, чтобы самим защититься от их набегов. Остатки стены сохранились до сих пор. Выходит,
что когда римляне отгородились от этих мест, они тем самым позволили там сохраниться кельтским преданиям и обычаям. На второй стадии обучения друидов их ученики назывались филидами, хотя их часто путают с бардами (от кельтского слова «бард» происходит наименование современных исполнителей авторской песни). Барды и тогда были народными певцами, но не обязательно допущенными к священным песнопениям, в отличие от филидов. Последние должны были знать наизусть 750 особых песнопений, а одевались в небесно-голубое - этот цвет символизировал истину и гармонию.
Обожествление Солнца.
На третьей стадии обучения друиды, уже посвященные в жреческое звание, носили белые одежды. А среди символов власти главных друидов был венок из листьев дуба, священного дерева кельтов. Для посвящения подходящими считались лишь дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Солнце в стране кельтов обожествляли, его восход после самой длинной ночи в году несколько дней праздновали
как новое рождение светила. Пик праздника приходился на 25 декабря.
Друиды верили в переселение душ, что напоминает индуизм, но без «классической» реинкарнации. Историки считают такое сходство не случайным, напротив, отмечают, что следы наиболее древних верований индоевропейских племен лучше всего сохранились на самой западной и самой восточной окраинах их мест обитания. Любопытен и еще один факт: друиды активно участвовали в обороне своих земель, а индусские брахманы не имели права не только воевать, но даже наблюдать за ходом сражений. Считается, что кельты сохранили древние обычаи, дошедшие до нас от эпохи, когда еще не было разделения власти на светскую и духовную. Поэтому в жизни своих племен друиды играли очень важную роль. Недаром налаживание взаимоотношений с кельтскими жрецами было столь значительным для Цезаря.
Многие сведения о мире друидов донес до нас именно этот завоеватель, написавший известные «Записки о галльской войне». Цезарь подробно характеризует кельтские обряды, а его неточности чаще объясняются не незнанием, а политическими соображениями. Например, галльских богов он специально называет именами, аналогичными римским. Не написал Цезарь и о том, что у кельтов было свое буквенное
письмо - его называют огамическим в честь легендарного жреца Огама, придумавшего письмена, которые нанизывались на единую нить подобно бусам. В огами-ческих знаках кельты использовали двадцатиричную систему счета, как и многие другие племена, у которых в ее основу легло общее число пальцев на руках и ногах. Но чужая письменность вряд ли интересовала римский сенат, к которому Цезарь обращал свои записки. Зато о колоссальном влиянии, которым пользовались друиды в Галлии, Цезарь написал, ведь это выгодно подчеркивало сложность решенной им военной задачи.
Победитель бодр.
До сих пор на востоке Германии известна роща, которую жившие там до XII века славяне-бодричи чтили как место победы над кельтами их вождя - родоначальника по имени Бодр. И вот мы дошли до «битвы деревьев». Понятно, что здесь речь идет скорее всего о племенах, поклоняющихся разным священным деревьям. Известно, что кельты почитали дуб, а какое было главное дерево у славян? Как показывают исследования, им был клен.
Судя по тому, что мы знаем о тогдашнем поклонении Солнцу, наиболее достоверно особое выделение четырех деревьев - дуба, оливы, березы и бука. Каждому из них соответствует один день - весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния соответственно. Именно в эти дни проходили обряды посвящения в жреческое сословие. В аналогичном славянском календаре главную роль должен был играть клен; наверное,
существовал и праздник клена.
Г.Папуша ""Мир увлечений. Загадки цивилизаций" №11 (3) 2007 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий